Сенатор Игорь Морозов — о том, что стратегическое сотрудничество хорошо начинать с региональных проектов
Не успел завершиться визит в Россию японского премьера Синдзо Абэ, а китайские эксперты уже обсуждают перспективу договоренностей России и Японии по так называемым «северным территориям». И это понятно, потому что Пекин имеет свои территориальные споры с соседями в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях и ему небезразлично, какие новые алгоритмы разрешения этих проблем появились в российско-японских отношениях.
Ведь Россия не только добрый сосед, но и стратегический партнер Китая, и обе страны являются гарантами мира и стабильности в регионе. Именно в таких формулировках подчеркивал важность отношений с нашей страной глава Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Чжан Дэцзян на недавней встрече с российскими парламентариями в Пекине.
И действительно, есть над чем задуматься. Достаточно много стран имеют территориальные претензии друг к другу, и многие десятилетия уходят на выработку взаимоприемлемых решений, которые исключают военные конфликты, особенно опасные в современном глобализированном мире.
Есть только одно государство, стремящееся использовать любой пограничный или территориальный инцидент для усиления собственного военного присутствия в регионе и укрепления глобального доминирования, — эта функция прямо прописана в Стратегии национальной безопасности США и дает возможность американскому президенту выводить спорные территориальные вопросы отдельных государств на уровень глобальной политики.
Вот почему присутствие военных кораблей США в Южно-Китайском море вызывает обоснованную озабоченность у руководства КНР.
Совершенно очевидно, что в последнее время в мировой политике происходят тектонические сдвиги: меняются геополитические полюсы, раздвигаются горизонты, открывая новые перспективы для сотрудничества государств АТР. Это вызывает у США нескрываемое чувство зависти и, на мой взгляд, тревоги, особенно если это касается отношений России и Китая.
Сближаются Россия — самая богатая по своим природным ресурсам и оборонным возможностям страна и Китай — первая экономика мира с колоссальным человеческим потенциалом. В этой связи американскому президенту Бараку Обаме не стоит заблуждаться, будто мировые законы должны писать только США. Нет, они будут разрабатываться всем международным сообществом, в том числе Россией и Китаем, и США вынуждены будут их исполнять, хотят они этого или нет.
Это неизбежный процесс, поскольку эпоха однополярного мира закончилась в Сирии и возврат к ней в обозримом будущем вряд ли возможен.
А нам нужно смотреть в будущее, понимая, что, проводя политику «сдерживания» России и Китая, США будут стремиться к созданию торгово-экономических барьеров для обеих стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поэтому Транстихоокеанское партнерство создано для продвижения американских интересов в АТР, и присутствие России и Китая там просто не предполагается. Можно представить, что США кроме торгово-экономических барьеров будут продолжать и политическое «раскачивание лодки».
Это означает, что события в Гонконге в сентябре 2014 года, названные западными СМИ «революцией зонтиков», были тестовым вариантом цветной революции, которую американцы хотели бы запустить, как вирус, в общество Поднебесной. Вот почему китайский парламент активно принимает законы о противодействии экстремизму и террористической деятельности, о кибербезопасности и иностранных агентах. И понятно, почему западные СМИ (читай — США) резко критикуют за эти законы китайское руководство.
В этих условиях Россия и Китай объективно являются стратегическими партнерами, и, чтобы сохранить суверенитет, независимость и территориальную целостность, обеим странам требуется решительное политическое взаимодействие и эффективное экономическое сотрудничество. И если в политической сфере имеется полное понимание или, по крайней мере, близкие подходы, то в торгово-экономической еще есть широкое поле для совместной работы.
Сопряженные проекты Евразийского экономического союза и «экономического пояса Шелкового пути», приграничное и межрегиональное сотрудничество являются ключевым направлением работы правительств обеих стран. К этой работе надо подключать губернаторов, общественные организации, бизнес-сообщество. Мы должны учиться работать с китайскими чиновниками и предпринимателями. Ведь у нас разный менталитет, культура и философия жизни. Для этого нам следует на разных управленческих уровнях организовывать мастер-классы, бизнес-конференции, научные симпозиумы и форумы.
Познакомиться с китайскими партнерами — это только начало большой и кропотливой работы для российского предпринимателя, и оно не гарантирует быстрого успеха. Требуется съесть не один пуд соли, чтобы подойти к решению создать совместный проект, а главное — добиться его реализации, независимо от того, где это произойдет — в России или Китае.
Важно также и то, что мы стоим перед необходимостью скорейшего запуска региональных проектов, поскольку крупные проекты, такие как реконструкция Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, ввод новых трансграничных мостов через реку Амур, новые порты и энергетические трубопроводы, требуют длительного времени и крупных инвестиций.
Региональные проекты, на мой взгляд, могут по своей быстроте исполнения, масштабности и глубине проникновения на территории друг друга создать атмосферу доверия в бизнес-среде и сблизить корпоративную культуру в предпринимательском сообществе. А это, в свою очередь, даст импульс более глобальным проектам и долгосрочному и эффективному сотрудничеству.
И российско-китайский форум малого и среднего бизнеса, который состоится в мае 2016 года в Сочи, может стать для этого хорошим трамплином.
Автор — член комитета Совета Федерации по международным делам